Главная >> Сведения об организации >> Образовательные стандарты (ФГОС)

 

 

Образовательные стандарты и требования:

  • Документы ФГОС ОО (перейти)
  • Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 11.12.2020) (перейти)
  • Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 11.12.2020) (перейти)
  • Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35850) (ПРОСМОТРЕТЬ/СКАЧАТЬ)

Федеральные государственные общеобразовательные стандарты

Какие требования выдвигает ФГОС?

Стандарт выдвигает три группы требований:

 Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и основной образовательной программы основного общего образования;·
 Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования и основной образовательной программы основного общего образования ;·
 Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования и основной образовательной программы основного общего образования.·

 

Что является отличительной особенностью нового Стандарта?
    Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
    Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.
   Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся».
    Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.

Какие требования к результатам обучающихся устанавливает Стандарт?
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования и основную образовательную программу основного общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться …», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.
Пример:
Выпускник научится самостоятельно озаглавливать текст и создавать план текста.
Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку.

Что такое информационно-образовательная среда?
Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Подобная информационная среда создана и функционирует в нашей гимназии: в каждом классе имеется компьютер, мультимедийные устройства.

Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?
   Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
    Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).
   Во внеурочную деятельность могут входить: индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.
   Содержание внеурочной деятельности отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения.
  Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.

Как будет строится учебно-воспитательный процесс с учетом ФГОС?
При переход на новый Стандарт каждое образовательное учреждение самостоятельно определяет режим работы.
Продолжительность уроков в начальной школе:
 в 1 классе – 35-40 минут, во 2-4 классах – 40  минут, 5-6 классах-45 минут
Продолжительность учебного года:
 в 1 классе – 33 учебные недели, во 2-4 классах – 34 учебные недели, в 5-6 классах – 35 учебных недель.

Продолжительность каникул в течение учебного года не менее 30 календарных дней. В первых классах устанавливаются дополнительные недельные каникулы (в феврале).

Общий объем нагрузки и объем аудиторной нагрузки для учащихся определяется учебным планом образовательного учреждения, который предусматривает:
 обязательные учебные занятия;
 неаудиторные занятия по предметам;
 внеурочную деятельность младших школьников, на которую отводится 10 часов в неделю на класс- комплект.

Программа обучения в начальных классах реализуется на основании УМК «Начальная школа 21 века» и системы развивающего обучения Л.В.Занкова

Подробнее с документами вы можете ознакомиться  на сайтах:

Федерального Государственного Федерального Стандарта: http://standart.edu.ru/ 

Института стратегических исследований в образовании РАО – http://www.isiorao.ru

Министерства образования и науки Российской Федерации – http://минобрнауки.рф/

 

Нормативная база ФГОС НОО

(федеральный уровень)

  • Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)
  • Концепция проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 01.06.2009г.
  • Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373
  • Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373"
  • Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Росссийской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
  • Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897
  • Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1644 « О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Росссийской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников
  • Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106
  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений
  • СанПиН 2.4.2. 2821– 10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993)
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594)
  • Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н, зарегистрирован в Минюсте России 6 октября 2010 г., регистрационный номер 18638)
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
  • Концепция долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации
  • Фундаментальное ядро содержания общего образования
  • Послание Президента Федеральному Собранию

 

Нормативная база ФГОС ООО

(федеральный уровень)

 

 

Федеральный государственный образовательныйстандарт среднего общего образования

 Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с ОВЗ